в предложенной реконструкции

Таким образом, в предложенной реконструкции наблюдается несоответствие между уровнем экономического развития общества и его социальной организацией — присваивающее хозяйство, базирующееся на каменной индустрии, и развитое производящее эпохи бронзы со скотоводческим направлением дали одинаковые формы социальной организации.

Если мы будем исходить из факта сепаратности детских кладбищ, то такие же архаические структуры мы найдем и позже, даже в классовом обществе (см.: Б-унятян, Зубарь, 1988). Дело в том, что сходные формально явления в погребальном обряде наблюдаются для различных эпох и обществ. Их содержание можно раскрыть, только исходя из общего уровня развития общества. Вне этой системы погребальный обряд мало информативен. Таким образом, без построения моделей социально-экономического развития первобытности и ее эволюции погребальный обряд не может выступать полноценным источником социологических реконструкций.

Обозначение начала нового этапа в развитии палеосоциологического направления, однако, не означает, что новая идея завладела многими. Параллельно с М.Д.Хлобыстиной к проблеме социологической периодизации эпохи бронзы Минусинской котловины сквозь призму развития семейных отношений обратился Г.А.Максименков. Анализу погребального обряда предшествовала постановка вопроса об отборе социоинформативных признаков. В этом мы видим некий новый поворот в развитии проблематики. Как он осуществлен? Исследователь постулирует, что «такие черты обряда, как положение и ориентировка скелета, наличие погребального инвентаря и погребальной пищи, характеризуют культовую сторону и позволяют установить некоторые этнографические черты древнего населения.

Другие же — размеры и характер кладбищ, конструкция погребальных сооружений и могил, количество и состав погребенных в одной ограде и могиле, появление, количество и характер коллективных и парных погребений, способы и места захоронения детей — могут дать материал по реконструкции семейных и общественных отношений, поскольку погребальные обычаи и ритуалы обусловлены особенностями семейных и общественных отношений общества. Поэтому изучение и выявление их смысла позволяет реконструировать семейные и общественные отношения прошлого» (1974, с. 9).

Comments are closed.

Post Navigation