В массиве погребальных

В массиве погребальных памятников объектом исследования стали в первую очередь коллективные захоронения, а затем — состав могильников в целом.

Однообразие погребального обряда неолитического времени (исаковский и серовский этапы), «странное равенство погребен-, ных в различных могилах и разных кладбищах, иногда очень удаленных друг от друга», выраженное в устройстве могил и инвентаре как одиночных, так и коллективных захоронений, позволило исследователю сделать вывод о коллективистских началах организации общества, конкретно по принципу матриархальной родовой общины с равенством полов и нечетко выраженным естественным разделением труда. Последнее подтверждается отсутствием дифференциации инвентаря в связи с полом погребенного. Основу такого состояния общества А.П.Окладников усматривал в низком уровне развития производительных сил, суровости условий жизни, которые требовали напряжения сил всего коллектива, ставили в одинаковое положение мужчину и женщину (1950, с. 265-271).

На заключительном этапе неолита — китойском — однородность погребального обряда исчезает: массиву одиночных однообразных захоронений противостоят отдельные, выделяющиеся количеством и качеством инвентаря погребения. Меняется и характер коллективных захоронений, в частности: в ориентировке появляется положение по антитезе. Намечается некоторая дифференциация в связи с полом погребенного: мужские погребения представляются более богатыми по количеству и разнообразию инвентаря. Совместные захоронения с насильственным умерщвлением одного из погребенных АЛ.Окладников, вслед за М.И.Артамоновым, интерпретировал как погребения знатных лиц — мужчин с зависимым лицом: женщиной-наложницей или мужчиной-рабом (военнопленным), а китайский этап соотнес с переходным периодом от матриархата к патриархату (1950, с. 378—384; 1955, с. 203-204, 234).

Comments are closed.

Post Navigation