В этой ситуации

В этой ситуации погребальный обряд потерял роль источюпса реконструкции конкретно-исторического явления. Вывод В.С. Сорокина, что «парные разновременные погребения мужчин и женщин бронзового века могут, очевидно, свидетельствовать о возникновении прочных брачных отношений в эпоху формирования патриархальной семьи, в противоположность непрочной парной семье, характерной, для матриархального родового строя» (с. 18), должен вытекать не из обычаев банту и господства таких же в андронов-ском обществе, а из факта наличия в обществе первых малой семьи как экономической ячейки общества. В рамках одного ХКТ ее можно предполагать и для андроновцев, а затем нужно искать ее отражение в погребальном обряде, чем и являются, скорее всего, разновременные разнополые захоронения. Привлечение этнографических параллелей на уровне ХКТ, которое может выступать инструментом построения вариантов моделей развития обществ первобытности, не снимает необходимости изучения конкретного, частного, особенного, единичного.

В.С.Сорокин не учел того, что в человеческом обществе отсутствует жесткий механический детерминизм. Здесь детерминированы самые необходимые социальные связи, прежде всего произ- -водственные. Поэтому изменения в сфере производства влекут за собой изменения других сфер общественной жизни. Но чем дальше явление отстоит от сферы производства, тем с меньшей степенью мы может его предсказать. Поэтому в рамках одного ХКТ мы можем с известной уверенностью говорить о сходных формах социальных отношений, функционально связанных с производством и находящихся в зависимости от уровня общественного развития. Экстраполировать в прошлое следует не конкретные формы, явления, институты, которые даже в стадиально равных обществах могут быть различными, а лишь общие закономерности социального развития (Кабо, 1972, с. 67).

Поэтому проводить параллели по формам собственности между обществами одного ХКТ можно. Через реконструкцию форм собственности можно выйти на реконструкцию субъекта собственности, в данном случае семью, основы чего были в формах землепользования и присвоения скота. В.С.Сорокин пошел по пути перенесения правил наследования банту и заключения браков на общество андроновцев, .чтобы сделать вывод о прочности брачных уз тасты-бутаковцев, не указав при этом, что было экономической основой упрочнения браков. Ведь брачные связи не возникают из правовых норм, как об этом пишет В.С.Сорокин. Правовые нормы — лишь форма проявления экономических отношений. С точки зрения господства в обществе этических.

Comments are closed.

Post Navigation