Сущность рода

Сущность рода, как и других институтов, можно понять через их экономическое содержание. Сами первобытные общества выступают как сложные системы различных социальных институтов и отношений, возникновение, эволюция и исчезновение которых имеют своим базисом определенный способ производства, одной из сторон реализации которого они и являются. Поэтому уже в 50-е гг. обращалось внимание на то, что «настоящим критерием марксистско-ленинской периодизации может быть лишь тот, который положен в основу периодизации всей истории человечества — способ производства» (Монгайт, Першиц, 1955, с. 136).

Попытки осмыслить археологические материалы могильников в рамках этого нового понимания первобытности, начавшиеся в 70-е гг., являются важной вехой в развитии интересующего нас направления. Однако обращает внимание, что и они не лишены противоречивости. Почему же, несмотря на все более широкие исследования в данном направлении, оно не может вырваться из этого круга противоречий? Почему его развитие не привело к созданию социологических программ и выработке четких методов анализа погребального обряда с целью выхода на определение уровня развития общества?

Дело в том, что погребальные памятники, в которых реальные отношения в обществе преломляются через специфические духовные и идеологические представления, как и любой археологический источник, могут быть осмыслены лишь в контексте понимания общей концепции общественно-экономического развития оставившего их общества. Эта концепция выполняет роль методологического ориентира в конкретном исследовании, который позволяет наполнять социальную конструкцию конкретным содержанием. Таким образом, представления об общем уровне развития того или иного общества, которые вытекают из соотнесения его с определенным этапом первобытности, выступают методологическим инструментом при исследовании конкретного общества.

В исследовании социальных структур первобытности в 30— 70-е гг. так называемую родовую теорию попытались возвести в ранг общесоциологической концепции и придать ей методологическое значение. Но при всей важности родовых институтов они не являются системообразующими в социально-историческом развитии первобытных обществ. Поэтому в последние десятилетия появился целый ряд новых изысканий. Широкое распространение получает анализ массовых источников с целью реконструкции социальной структуры древних обществ. Это стимулировало разработку Методов обработки.

Comments are closed.

Post Navigation