Русско-японская война

Русско-японская война вызвала рост патриотизма, национального самосознания китайцев, заставила цинское правительство ускорить проведение реформ.

С 1905 г. Цины стали проводить реформу в области образования. Указ императора от 2 сентября 1905 г. отменял старую феодальную систему государственных экзаменов, на которых отбирались кандидаты на чиновничьи должности. В том же году было учреждено министерство народного просвещения и выработана схема школьного и высшего образования: 4 года учились в низшей (начальной) школе, 3 — в низшей школе повышенного разряда, 4 года — в средней школе и 6 или 7 лет — в университете. Дисциплины преподавались те же, что и в европейских учебных заведениях: математика, физика, биология и т.д. Учебные заведения снабжались соответствующими учебниками и учебными пособиями на родном языке по всем отраслям знаний в переводах с европейских и японского языков.

Императорским указом от 27 августа 1908 г. намечалось постепенное расширение народного образования с таким расчетом, чтобы грамотность населения к 1914 г. составляла 1% от общей численности, к 1915 г, а к 1916 г. — 5%.

Эта программа выполнялась довольно успешно, с каждым годом в Китае увеличивалось число учащихся и учебных заведений, был открыт ряд университетов. Как и прежде, китайская молодежь ехала получать образование за границу — в Японию, Западную Европу, США, Россию.

Систему народного образования, созданную при цинской династии, в 1912 г. китайское республиканское правительство оставило без изменений, за исключением учебных программ, особенно по общественным дисциплинам.

Исходя из сказанного выше, можно утверждать, что реформа в области образования, осуществленная цинским правительством, имела прогрессивный характер.

Comments are closed.

Post Navigation