Поверхность тулова

Поверхность тулова покрыта жидкой глиной, нанесенной еще дот обжига сосудов, или сглаженная, а венчик тщательно заглажен. Это обмазанная керамика является одним из ведущих элементов каякентско-хорочоевской культуры.

Такого типа сосуды декорированы налепными валиками, рельефными тамгообразными знаками и нарезным узором, Налепные валики с насечками в один, два иногда три ряда опоясывают основание венчиков и горловин, отделяя их заглаженную поверхность от обмазанной поверхности тулова. Наряду с рельефным орнаментом на такой керамике представлен резной и прочерченный узор в виде зигзагов, треугольников, заштрихованных параллельными линиями, вертикальных и горизонтальных елочек, параллельных штрихов и волнообразных линий. Обычно рельефный орнамент сочетается с резным.

Часто встречается на сосудах каякентско-хорочоевской культуры тамгообразный знак в виде буквы «М», выполненный налепом с насечками. Исследователи отмечают, что такие же знаки встречаются на металлических изделиях из памятников культуры Центрального Кавказа. Сочетание подобных знаков известно и на древнейших образцах резного дерева Дагестана,

Художественная керамика Дагестана начальных этапов эпохи раннего железа (конец II — начало I тысячелетия до н.э.) известна благодаря раскопкам Нижнесигитминского поселения, а также Шаракунского, Мугеранского, Шахсен-герского и других могильников.

Вся керамика этой эпохи изготовлена вручную и достаточно хорошо обожжена. Цвет сосудов — сероватый, красный, черный. Орнаментация разнообразна. Сосуды в виде горшков украшались налепным валиком с насечками. Чаши, миски и небольшие хумы орнаментированы по бортику параллельными врезными линиями, косыми насечками или семечко видными вдавлениями.

Comments are closed.

Post Navigation