Нужно отметить

Нужно отметить, что этот аргумент, используемый и другими исследователями (Кузьмина, 1964, с. 47; Максименков, 1974, с. 12), не убедителен, так как во всех культурах, где существовал обряд захоронения взрослого с ребенком, преобладают погребения женщин с детьми, что, скорее, отражает естественную связь матери и ребенка и вряд ли имеет отношение к счету родства, как и к родовому характеру общества в целом.

Становление семьи как экономической ячейки В.Ф.Генинг связывает с наличием склепов. Материалы могильников позволили исследователю сделать вывод о социальной дифференциации данного общества, а состав оружия в мужских захоронениях — разделить их на ряд групп, которые соотнесены с местом и ролью индивидов в военной иерархии (1963, с. 75). Размещение же богатых захоронений в системе могильника позволило выйти на заключение о межсемейной дифференциации (с. 78).

В целом социологическая реконструкция азелинского общества логически не противоречива.

Реконструкцию следующего периода можно представить по анализу материалов одного могильника — Мыдлань-Шай. Общество — носитель этого памятника соотнесено с периодом первобытной соседской общины и функционирования большой патриархальной семьи (Гёнинг, 1962а, с. 94—96). Таким образом, по археологическому материалу был реконструирован еще один период в эволюции первобытности, что явилось конкретным воплощением достижений науки об основных этапах развития первой формации. Для указанной идентификации применен количественный критерий. Реконструированная по количественному составу могильников примерная численность коллектива, оставившего его, не позволяла соотнести его ни с родом, ни с патриархальной семьей (с. 96). Планировка могил и концентрация мужских и женских захоронений по определенным рядам вместе с численным составом предполагаемого поселка позволили реконструировать В.Ф.Генингу тип семьи, отражающий’ некую» переходную форму, между большой патриархальной и малой индивидуальной семьями. В таком случае весь могильник оставлен патронимией, образовавшейся из одной патриархальной семьи на стадии выделения из нее малых семей (с. 103). Высшие звенья социальной структуры не реконструируются.

Comments are closed.

Post Navigation