незначительного количества могил

Наличие незначительного количества могил (ярусные погребения) с насильственно умерщвленными лицами позволило исследовательнице говорить о начальной стадии социальной дифференциации (с. 35—37). Вместе с тем она отмечает равное положение мужчины и женщины в афанасьевском обществе; матриген-ность общества видит в наличии родовых усыпальниц, центральном расположении погребений старух и пожилых женщин в боль-шесемейных усыпальницах, составе инвентаря. В целом такое состояние афанасьевского общества объясняется уровнем развития производительных сил и общественной значимостью труда женщины (с. 37—38).

Исходя из этих построений можно заключить, что общество афанасьевцев представляло собой сложное явление, в котором функционировали и взаимно пересекались различные структуры: половозрастная (горизонтальное родство), семейная и родовая (вертикальное родство), общинная, усложненные нарождающейся социально-экономической дифференциацией. Поэтому вопрос о «семейно-демографической» структуре конкретного поселка М.Д.Хлобыстина предлагает решать путем выявления соотношения различных типов погребений в пределах одного могильника. На этом основании исследовательница делает вывод, что «в афанасьевском обществе… развитие патриархальных отношений внутри большой семьи и большесемейной общины находилось на одной из ранних стадий» (с. 39).

Появление в следующей окуневской* культуре «тройных» погребений (мужчина и две женщины) и большего количества малосемейных усыпальниц рассматривается в плане «прогрессирующего процесса патриархальных взаимоотношений по мере развития скотоводческого хозяйства» и «определенно выраженной роли мужчины-патриарха, главы большой семьи» (с. 39).

Comments are closed.

Post Navigation