национально-патриотическая окраска

Однако несомненно национально-патриотическая окраска взглядов декабристов — мы показали это — не только не противоречила их просветительской, «западнической» ориентации, но и была органически связана с нею. Иногда исследователи (С. С. Ланда, отчасти М. В. Нечкина) признают просветительство декабристов, но лишь как этап в эволюции их мировоззрения (на фазе Союза благоденствия). В результате понятие просветительства сужается, сводится к буквальному значению термина («мирное просвещенство»).

Между тем просветительство — широкое течение, идейно подготовляющее слом феодально-абсолютистских институтов, замену их институтами демократическими и вместе с тем не сознающее, что строит оно не мир всеобщей справедливости, а лишь «царство буржуазии». Просветительство включает комплекс идей и установок (энциклопедизм, рационализм, исторический идеализм, теории естественного права и общественного договора, идеи народного суверенитета и представительного правления, принцип разделения властей, предпосылку первенства политико-правовой сферы над другими областями общественной жизни, лозунг секуляризации и пр.), более или менее общих всем национальным представителям данного мирового течения, независимо от того, останавливаются ли они на признании одного только реформистского пути преобразования или идут к признанию революционного пути.

Вместе с тем несомненно и другое: как просветители, декабристы уже не могли быть целиком подобны своим классическим предшественникам. Чтобы, выражаясь пушкинскими словами, «в просвещении стать с веком наравне», они должны были учесть новый исторический опыт — результаты французской буржуазной революции, события наполеоновских войн и эпохи Реставрации.

Comments are closed.

Post Navigation