Действие формул

Действие формул родовой теории ярко проявилось при социологической интерпретации татарской эпохи, экономика которой строилась на комплексном скотоводческо-земледельческом хозяйстве при ведущей роли скотоводства с элементами кочевничества, а бронзолитейная металлургия достигла стадии специализированного производства, то есть наметились основы второго крупного общественного разделения труда (1951, с. 186,254—259).

Изменения в погребальном обряде здесь проявились в дифференциации на богатые и бедные, что, однако, не помешало С.В.Киселеву отстаивать мысль о равенстве всех членов рода (1951, с. 227,- 264). Вместе с тем идентификация кургана с семейной усыпальницей (1951, с. 254) позволила ему сделать вывод, что «семья^ во главе которой стоит отец, именно в это время становится господствующей формой» (1951, с. 260). Такое заключение противоречит предыдущему о равенстве членов’ рода, так как утверждение семьи в качестве ячейки общества неизбежно имеет своим следствием дифференциацию общества, что и нашло отражение в дифференциации погребений, с одной стороны, а с другой — свидетельствует об утрате родом экономических функций. Таким образом, здесь возобладало, вопреки фактам, представление о первобытности как эдохе господства рода, который выступал синонимом равенства и коллективизма в производстве и потреблении.

Нарушение социальной однородности (внутри- и межродовой, а также межплеменной) С.В.Киселев относит ко второй стадии татарской эпохи, внешним выражением чего явилось отличие в погребальном обряде (1951,- с. 283): господство огромных коллективных усыпальниц, хотя встречаются курганы и с одиночными захоронениями, отличающиеся богатством инвентаря и сложностью устройства. В последних исследователь усматривал погребения «каких-то значительных лиц» (1951, с. 264). Дифференциация нашла выражение и в появлении погребальных масок (1951, с. 283).

Разложение патриархальных отношений, возникновение племенной знати С.В.Киселев относит к следующему периоду, археологически представленному на Алтае пазырыкским, а на Енисее — таштыкским этапом. Экономика этого периода также базировалась на комплексном скотоводческо-земледельческом хозяйстве с применением железных орудий труда. Погребальный обряд позволил говорить о дифференциации в обществе на рядовых и знать с промежуточными прослойками. Тем не менее, С.В.Киселев все же считал, что «многочисленные переходные типы могил и курганов, то более близкие к большим, то, наоборот, более сходные с рядовыми погребениями, говорят о том, что высший общественный слой.

Comments are closed.

Post Navigation