Анализируя последовательность

Анализируя последовательность осуществления захоронений в одну могилу, М.А.Итина обратила внимание на факт взаимного подхоранивания (с. 56), чем было поколеблено представление об односторонней связи мужа и жены и главенствующей роли первого, характерной для патриархата, что в погребальном обряде проявилось сначала в сопровождающих женских захоронениях, а затем в подзахоронении жены в могилу мужа, а не наоборот. Общество, оставившее могильник, стадиально соотнесено М.А.Итиной с переходным периодом от матриархата к патриархату и началом укрепления парной, т.е. малой семьи (1961, с. 63; 1977, с. 225—226, 227).

В этом заключении мы видим противоречие не только с выводами работы 1954 г., но и несоответствие с логикой развития погребального обряда и его социологической интерпретацией. Коллективные разновременные захоронения — явление более позднее хронологически, чем одновременные. Появление его связывают с укреплением семьи как экономической ячейки общества. В рамках родовой теории оно соответствует патриархату. Если же согласиться с интерпретацией М.А.Итиной, то потеряется качественное отличие между одно- и разновременными коллективными захоронениями. Видимо, поэтому в более поздней работе исследовательница факт нарушения экзогамности рода и отражение его в виде разновременных парных захоронений связывает с процессом распада родовой организации (1977, с. 224,226—228).

Вывод М.А.Итиной о нарушении экзогамности рода на основании указанного факта погребального обряда вряд ли можно принять. Экзогамность — первый и главный признак рода. Формирование родовой организации, т.е. становление генеалогического рода, возможно, и происходит в условиях становления семьи. Это приводит к изменению состава общины; за счет брачных партнеров она становится фактически полиродовой. Родовой характер ее, таким образом, определяется не конкретным составом общины, а тем, что основу ее составляет один род. Именно он и является экзогамным. Поэтому термины «родовой могильник», «родовой поселок» в условиях функционирования генеалогического рода и прочных брачных уз необходимо понимать как общинно-родовой. В противном случае ни о каких женах (или мужьях) не может быть и речи, как и реконструкции семейно-брачных отношений вообще. Ведь в «чисто» родовом могильнике будут погребены лишь кровные родственники.

Comments are closed.

Post Navigation